МФО объединяются для защиты граждан от мошенников

21.02.2019         1856 просмотров

Черный рынок персональных данных, методы выявления фродстеров в онлайн-МФО и методики работы с клиентами, пострадавшими от мошенников, обсудили лидеры рынка онлайн-микрозаймов на круглом столе «Fraud как реалии жизни», который состоялся 20 февраля 2019 года в СРО «МиР».

Открывая круглый стол «Fraud как реалии жизни» директор СРО «МиР» Елена Стратьева представила статистику по жалобам граждан на МФО – членов СРО «МиР» за 2018 год. Она отметила, что 20,7% от всех жалоб, полученных саморегулируемой организацией в прошлом году – это жалобы, так или иначе связанные с проблемой мошенничества. В эту категорию попали обращения граждан, сообщивших о мошенничестве, ошибочных данных в кредитной истории и звонках с сообщениями о необходимости вернуть заем, который человек не брал.

«Мы видим, что многие компании, работающие на рынке, уделяют проблеме большое внимание. Компании закрыли уязвимости в безопасности, которые позволяли мошенникам брать займы. Также многие МФО поменяли регламенты работы с заемщиками – если раньше человек должен был обращаться в полицию для решения вопроса, то сейчас в большинстве случаев вопрос решается за несколько дней между заемщиком и МФО. Настало время собраться и поделиться успешными приемами защиты от мошенничества и взаимодействия с заемщиками, - заявила Елена Стратьева. – Обмен опытом и практикой позволят внедрить лучшие практики в работу всех членов СРО, экономя время и силы МФО, и создавая комфортную и безопасную среду для граждан».

Генеральный директор МФК «Е Заём» Светлана Гайдукова рассказала о предпосылках, которые делают мошенничество возможным. Сегодня в России существует черный рынок персональных данных, где за небольшую сумму любой желающий может купить не только скан паспорта (он, кстати, обойдётся всего в 100 рублей), но и целый комплект документов на одного человека (скан паспорта, права, ПТС, СНИЛС, ИНН).

Участники круглого стола отметили, что, до тех пор, пока такой черный рынок действует, будут возможны различные виды мошенничества. В значительно степени такие базы данных пополняются за счет утечек больших массивов информации из различных крупных организаций. Однако в ряде случаев это происходит «по инициативе» самого владельца персданных.

В группе компаний Twino опросили заемщиков, ставших жертвой мошенников, и выяснили, что значительная часть пострадавших самостоятельно передали данные мошенникам – регистрировались в неких онлайн-лотереях, посылали свои фото на кастинги или пересылали скан паспорта по почте или в соцсетях. Оценив потребности клиентов, компания разработала для заемщиков подробную памятку по информационной безопасности и хранению персональных данных.

Участники круглого стола также обменялись используемыми техниками идентификации заемщиков и предотвращения фрода за счет подключения дополнительных систем проверки и выбора наиболее надёжных методов перевода платежей.

Говоря о минимизации последствий мошенничества для людей, генеральный директор MoneyMan Ирина Хорошко рассказала о том, как их компания пересмотрела процесс взыскания. «Чаще всего мошенничество вскрывается на стадии взыскания. В тот момент, когда клиент говорит: «Я заём не брал», мы останавливаем взыскание и только после этого начинаем разбираться, фродстер он или пострадавший. Если служба безопасности подтверждает, что это действительно фрод, то тут же заем списывается и вносятся изменения в кредитную историю», - подчеркнула Ирина Хорошко.

По итогам круглого стола члены СРО «МиР» договорились создать Рабочую группу и наметили план действий в целях всесторонней минимизации риска мошенничества:

1. Усиление систем обеспечения безопасности микрофинансовых организаций (обмен опытом членов СРО «МиР» для совершенствования систем антифрода и оперативного распространения информации о новых схемах мошенничества).

2. Регуляторные изменения для создания безопасной среды (усиление взаимодействия МФО и СРО с регулятором и государственными органами (в т.ч. органами охраны правопорядка)

3. Изменение корпоративных правил (разработка регламентов взаимодействия сотрудников МФО и коллекторских агентств с гражданами, ставшими жертвами мошенников)

4. Популяризация цифровой грамотности (информирование граждан через СМИ о необходимости ответственного отношения к персональным данным и порядке действия в случаях мошенничества).

Перечисленные выше задачи будут встроены в стратегию СРО «МиР». Для того, чтобы присоединиться к работе по минимизации риска мошенничества, МФО могут направить свои предложения и уже разработанные документы в СРО «МиР» по адресу pr@npmir.ru.


Поделиться: