Банк России: там, где не будет работать саморегулирование, мы будем вводить госрегулирование

12.07.2019         1569 просмотров

Банк России активно прорабатывает вопрос совершенствования и усиления роли института саморегулирования на финансовом рынке. При этом регулятор «готов предпринять меры», если работа саморегулируемых организаций (СРО) окажется неэффективной. Соответствующее послание всем участникам рынка явственно читалось как в выступлениях представителей ЦБ РФ, так и в кулуарных беседах в рамках XXVIII Международного финансового конгресса (МФК-2019), прошедшего в Санкт-Петербурге в начале июля.


РАСПРОСТРАНИТЬ НА НЕОХВАЧЕННЫЕ СЕКТОРЫ


Ключевая тема конгресса в этом году была обозначена как «Финансовые рынки: повышение сложности, поддержание устойчивости». Вероятно, одним из основных инструментов достижения последней Банк России и видит институт саморегулирования.


«Конечно, хотелось бы развивать систему саморегулирования. В ряде секторов саморегулирование показывает то, что оно в состоянии решать проблемы и защищать, продвигать общие интересы отрасли, долгосрочные, не исключительно краткосрочные интересы: получить деньги сейчас, а потом трава не расти», — заявила Эльвира Набиуллина, Председатель Банка России.


Кроме того, уже на первой пленарной сессии в своем выступлении она отметила, что институт может появиться и в банковском секторе. По ее словам, это может помочь в борьбе с мисселингом.


«Сейчас у нас есть инструменты поведенческого надзора для некредитных финансовых организаций, здесь ключевую роль играют стандарты продаж и СРО, следящие за их исполнением. Но в банковском секторе СРО нет. Модель банковских ассоциаций, которая у нас сложилась, не предполагает, что ассоциации могут влиять на поведение своих членов и тем более наказывать их за недобросовестные практики. Замкнуть контур регулирования возможно только в том случае если все агенты, продающие продукты будут придерживаться стандартов. То есть, встает вопрос об СРО в банковском секторе, — сообщила Э.Набиуллина на пленарной сессии, открывающей конгресс.


Позднее первый зампред Банка России Сергей Швецов пояснил журналистам в кулуарах форума, что такое нововведение потребует изменения нескольких законов и будет активно обсуждаться с рынком на форуме банковской ассоциации «Россия» в Сочи в сентябре.


МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ: СТАНДАРТЫ И ЕЩЕ РАЗ СТАНДАРТЫ


Текущее положение дел в секторе МФИ в этом году было вынесено для обсуждения на конгрессе в отдельный трек, который охватил десяток интересных не только для МФИ, но и для других представителей финрынка вопросов – от трансформации бизнес-моделей компаний под влиянием нового регулирования, особенностей и нарабатывающейся практики применения Банком России в отношении компаний поведенческого надзора, до потребительского экстремизма.


При этом и здесь ключевым, пожалуй, тоже остался вопрос саморегулирования. По мнению Банка России, для оптимизации работы отрасли, сокращения оставшихся и предотвращения появления новых недобросовестных практик, регулирование МФИ должно осуществляться на основе Базовых стандартов.


Их значимость, а также тот факт, что микрофинансисты сами принимают непосредственное участие в разработке стандартов, что доказывает осознанную, четко выраженную позицию самих МФО, подчеркнула в своем выступлении и Елена Стратьева, директор СРО «МиР».


«Мне кажется, очень важно (в том числе с точки зрения экспертизы саморегулирования) то, что Базовые и Внутренние стандарты рождаются силами участников рынка. То есть, когда люди создают эти нормы, они делают это с учетом понимания, насколько возможно их принятие и исполнение, какие это повлечет издержки, а главное, — насколько эффективно новое регулирование. И когда они сами, своими силами утверждают эти правила, безусловно, их исполнение выходит на совершенно новый уровень», — заявила она.


При этом Е.Стратьева также напомнила участникам дискуссии, что для предотвращения и распространения на рынке недобросовестных практик саморегулируемая организации может и должна использовать не только «карательные» инструменты, но и другие методы воздействия на компании.


«Одна из функций СРО – обучение и консультирование. Поэтому когда мы выявляем правонарушения, мы стремимся исправить его первопричину, научить, объяснить, что и как необходимо исправить компании в ее работе», — заключила Елена Стратьева.


«НАРАСТИТЬ» НАДЗОР И «СМЕСТИТЬ» РЕГУЛИРОВАНИЕ


Банк России четко дал понять участникам конгресса, что на тех секторах финрынка, где институт уже есть, он ожидает от СРО усиления надзорной деятельности.


При этом официальные представители аппаратов действующих саморегулируемых организаций, присутствовавшие на конгрессе, несколько раз поднимали вопрос «конфликта надзорной среды», в котором находятся СРО. В текущих условиях борьбы за долю рынка (СРО имеют права работать, только если количество их членов составляет более 26% от общего количества участников рынка) объединениям бывает сложно соблюсти баланс между ужесточением контроля за деятельностью членов и простым выживанием.


Банк России пояснил, что знает об этой проблеме и, если потребуются дополнительны меры, вмешается в вопрос.


«Опасения возникают там, где очень крупные игроки, сила которых больше, чем у саморегулируемой организации. Здесь нам надо посмотреть, можем ли мы придумать такую форму саморегулирования, все вместе — отрасль и регулятор, для того, чтобы у саморегулируемой организации действительно была возможность, если договорились о стандартах, принуждать», — ответила Э.Набиуллина на опасения представителей ряда действующих СРО финрынка.


Что касается непосредственно регулирования, то Банк России в настоящее время рассматривает возможность смещения акцентов в нём с требований к конкретному юрлицу на требования к осуществляемой им деятельности. О возможности соответствующего «постепенного перехода» также сообщила Эльвира Набиуллина.


«Сейчас регулирование финансового рынка предполагает разный подход к участникам, предлагающим разные финансовые продукты и услуги. Так, например, регулирование банков, страховых компаний, микрофинансовых организаций построено преимущественно на регулировании требований к юридическому лицу, в то время как регулирование профессиональных участников рынка ценных бумаг, институтов коллективных инвестиций, организаторов торговли и т.д. основывается на требованиях к деятельности. То есть мы имеем смешанную систему. «…» Тенденции в развитии рынков, о которых я сказала, подталкивают нас к тому, чтобы сместить акцент в регулировании с требований к юрлицу на требования к осуществляемой деятельности. Если какая-либо компания начинает оказывать финансовые услуги, она должна будет получить у нас лицензию на соответствующий вид деятельности», — заявила Э.Набиуллина.


ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЗРЕЛОСТИ


Чтобы избежать дальнейшего значительного ужесточения регулирования, участникам рынка еще предстоит доказать Банку России состоятельность института саморегулирования (и действующим объединениям, и тем, которые могут появиться в дальнейшем). В первую очередь, это должно коснуться контрольной и регуляторной функций.


«Работает или не работает саморегулирование? Для нас действительно ключевой вопрос. Если не сработает саморегулирование в ряде секторов, мы пойдем на государственное регулирование. Я хочу, чтобы все это понимали. Мы просто не будем терпеть мисселинг и недобросовестные продажи, потому, что это подрывает доверие к рынку», — отметила Э.Набиуллина.


В целом можно отметить, что вопрос эффективности и «зрелости» саморегулирования, а также различных вариантов её понимания чаще всего поднимался на сессиях трека микрофинансирования.


Так, Эльман Мехтиев, председатель совета СРО «МиР», отвечая на соответствующий вопрос Ильи Кочеткова, директора Департамента микрофинансового рынка Банка России, назвал три критерия, которые, по его мнению, характеризуют «зрелое саморегулирование»: наличие стратегии, опережающей даже стремления регуляторов, наличие стандартов, которые не требуют регуляторы, но которые нужны рынку, и наличие корпоративного управления, проявляющегося в т.ч. в информационной открытости и позволяющего добиться того вектора развития рынка, который заложен в стратегии.


«Наверное, саморегулирование становится нужным сообществу не только, когда оно есть в силу закона, который и определяет обязанности, но и когда у рынка появляется чёткое понимание того, куда он хочет двигаться. Переводя на «управленческий» язык, если у рынка есть стратегия, то это — один из признаков саморегулирования Стратегия может быть зрелой тогда, когда она качественна: не тогда, когда она написана в соответствии со стандартами и формальными требованиями Банка России, а когда рынок сам говорит четко и ясно: «я хочу идти в этом направлении, и мне для этого нужны следующие изменения в части регулирования». Тогда появляются стандарты. Не те, которые навязываются через «базовость», извините за такой жаргон, а стандарты, которые придумывает и продвигает саморегулируемая организация, которые опережают и регулятора, и даже требования некоторой части сообщества. Это второй признак зрелости саморегулирования. И третий момент, на который мне бы хотелось обратить внимание. Когда есть стандарты, сразу должна приходить и зрелость «корпоративного управления». «…» При этом отличительной особенностью такой зрелости является то, что оценка действий участников рынка их клиентами должна быть «опубличена». И такая «публичность» должна быть присуща как действиям Банка России, как надзора, так и СРО (в качестве инструмента репутационного воздействия на использующие недобросовестные практики компании)», — заявил Э.Мехтиев.



XXVIII Международный финансовый конгресс (МФК-2019), крупнейшее профессиональное мероприятие в области финансов в России, состоялся в Санкт-Петербурге 3-5 июля 2019 года.


От рынка МФИ в качестве спикеров в нём приняли участие 13 человек — 8 представителей СРО МФО «МиР», 1 представитель СРО МФО «Микрофинансовый Альянс», 1 представитель от Национального союза НПК и их объединений «Лига кредитных союзов», 1 представитель Ассоциации КПК «Гардарика», 1 представитель СРО КПК «Кооперативные финансы» и 1 представитель Региональной ассоциации ломбардов.


Александр Докторов

Источник: Микроfinance+


Поделиться: