Банк России обсудил с крупными участниками рынка и СРО МФО итоги поведенческого надзора в 2019 г.

03.03.2020         1401 просмотр

28 февраля 2020г. состоялось надзорное совещание Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России с крупными участниками рынка и СРО МФО, в рамках которой были рассмотрены итоги поведенческого надзора в 2019г.

Как отметили представители регулятора, в минувшем году «ряд законодательных изменений определил траекторию развития рынка МФО». На динамике жалоб, в основном, отразились ограничения дневной процентной ставки, а также показателя предельной задолженности заемщика перед микрофинансовой организацией.

В 2019 г. общее количество обращений в отношении МФО, поступивших регулятору, выросло на 25 %. При этом в течение 2-4 кварталов наблюдалась тенденция к снижению поступающих обращений.

По данным регулятора, в 90% случаев «непрерывный мониторинг» привел к «позитивным изменениям»:

·        12 МФО – снижение в среднем на 19% количества жалоб в 3 кв. 2019г.;

·        6 МФО – исключены из государственного реестра (4 МФО за нарушение в области поведенческого надзора);

·        В 1 кв. 2020 г. сформирован перечень ТОП -26 МФО (55 % жалоб и более 50% доли рынка).

В 4 кв. 2019 г. количество жалоб на несоблюдение компаниями Базового стандарта зашиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг МФО сократилось на 25% по сравнению с 1 кв. 2019 г. Как результат, во втором полугодии 2019 г. количество соответствующих жалоб на несоблюдение снизилось на 86 % (до 0-2 в месяц).

По-прежнему, лидирующее место в общем количестве обращений занимают жалобы на мошенничество. В 4 кв. 2019 г. произошел рост жалоб на 39% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. Рост МФО в онлайн-сегменте и недостатки систем идентификации стали одними из факторов возросшей динамики жалоб, сообщили представители регулятора.

В 4 кв. 2019 г. количество жалоб на действия при взыскании просроченной задолженности снизилось на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.

Бизнес-процессы ряда МФО ориентированы на максимальную прибыль в короткие сроки. В 4 кв. 2019 г. в 8 раз возросло количество жалоб на навязывание МФО дополнительных услуг своим клиентам по сравнению с 4 кв. 2018 г. Из них 23% жалоб являются обоснованными. Потребителям было возвращено 17,5 млн. рублей.

В рамках встречи также были озвучены итоги мер, принятых в рамках поведенческого надзора (в скобках дана динамика в сравнении с 2018г.):

·        746 предписаний ( > в 5,2 раза);

·        154 рекомендаций ( > в 3, 5 раза);

·        615 дел об а/п ( > в 1,8 раз);

·        65 рабочих встреч ( > в 3,6 раз);

·        13 исключено из реестра МФО ( > в 13 раз);

·        17,5 возвращено заемщиками ( > в 17,5 раз).

Кроме того, регулятор обозначил две области деятельности МФО, которым планирует уделять повышенное внимание в ближайшее время – противодействие мошенникам при оформлении займов на третьих лиц, а также продажа дополнительных услуг.

В рамках встречи были рассмотрены несколько конкретных практик противодействия мошенничеству, обозначенных представителями СРО «МиР».

 

 

 


Поделиться: